Восстание машин: нейросети опасны для иллюстратора?

Разбираемся вместе с командой Collby
Мы представляли будущее, как в «Терминаторе», и были уверены вместе с героем Уилла Смита из фильма «Я, робот», что искусственный интеллект не сможет превратить чистый холст в шедевр. Но сейчас интернет заполонили творения нейросети Midjourney, и многие заговорили о том, что работа иллюстраторов под угрозой исчезновения. Так ли это? Давайте разбираться вместе с ребятами.
Так Midjourney представила героев серии книг «Гарри Поттер», если бы её экранизировал Хаяо Миядзаки и его анимационная студия Ghibli
Наш иллюстратор Егор считает, что всё не так однозначно:

«Нейросеть может заменить иллюстратора, но разбить объект для дальнейшей анимации человеком она пока не в состоянии и еще долго этому не научится.

Зато делать анимационное видео целиком она уже умеет, вмешательство человека не требуется, но и продукт на выходе получается соответствующий затратам времени: мусорный, шумный, некорректный, странный. Поэтому если и заменять человека, то на полный цикл создания, возможно, даже с написанием сценария».


Арт-директор Костя, который также отвечает за моушн дизайн, восхищен функционалом нейросети и считает, что ИИ заберет рутинные процессы на себя:

«Если просто загуглить, что можно делать нейросетью, то это фантастика. Все начиналось с малого: логотипы, картинки и прочее. Сейчас это пока больше как помощь именно в продумывании концептов, идеи, но пройдет время и всю рутину заменят нейросети.

По этому поводу даже художники бунтовали на ArtStation, что мы, мол, делаем шоты, тратим время, вкладываем душу, а кто-то просто генерации картинок постит.
Вот так выглядел популярный сайт-портфолио CG художников ArtStation во время бунта против размещения работ нейросети
В общем, я думаю, что нейросеть убьет все, что можно автоматизировать, какие-то простые операции. Клиенты, заказывая ролики для бизнеса, не будут интересоваться, кто это будет делать: человек или робот — тут важен результат (прибыль). И нам пора задуматься над этим. А вот для ценителей искусства всегда было и будет важным именно творческое человеческое начало. Ну, по крайней мере, я на это надеюсь».

Иллюстратор Вероника верит, что ИИ — это скорее друг, чем враг:

«Думаю, нейросеть не способна полноценно заменить работу иллюстратора (по крайне мере, на данный момент). В работе художник использует не только различные техники в работе, но и личный опыт и насмотренность. Нейросеть, в свою очередь, создаёт абстрактные образы по запросу.

В работе с клиентом человек может уточнить детали и внести правки в итоговую работу. Что касается дальнейшей работы с иллюстрацией, на этапе анимации вряд ли возможно ее оживить, поскольку для этого изначально ее нужно создавать по особым правилам.

Но можно сказать точно, что нейросеть — отличный помощник в поиске референсов и вдохновения».

И наш иллюстратор Фёдор абсолютно спокоен по поводу будущего и уверен, что ИИ — это лишь инструмент, а не угроза:

«Я считаю, что проблема замены иллюстратора нейросетью переоценена. Нейросеть создает красивую "картинку", в которой, зачастую, очень мало истории или сюжета, либо он слишком абстрактный.

Абстрактные иллюстрации — это здорово, но, по моему мнению, главное в иллюстрации — конкретный нарратив, который нужно передать зрителю за счет эмоций, поз персонажа и его окружения.
Основной минус сгенерированных иллюстраций можно исправить, если знать, что и как нужно корректировать в запросе, либо уже на этапе постобработки, но для этого нужны навыки, которыми обладает художник-иллюстратор. Нейросеть — это хороший инструмент в руках дизайнера, но полный цикл разработки иллюстрации под конкретную задачу она выполнить не в состоянии».

Иллюстратор и моушен-дизайнер Маша, которая абсолютно согласна со своим коллегой Фёдором, выделила самую главную слабость ИИ:

«Как мне кажется, в ближайшее время нейросети не смогут полностью заменить иллюстраторов. Они хороши для быстрых единичных запросов, а в работе, где требуется точный результат и серийность с ними сложнее договориться. Например, нейросети ещё не научились рисовать руки.
Вот так Midjourney «видит» руки. В новой версии обещают пофиксить.
Они хороши как инструмент для генерации идей и референсов, но всё ещё не могут выдать готовый файл иллюстрации в иллюстраторе для последующей 2D и 3D анимации, где все элементы рассортированы по слоям, так что мне пока есть чем заняться.

Я думаю, в перспективе, когда нейросети научатся делать всё, будет разделение на "фабричное" производство и "ручной" труд от людей, который будет дороже и ценнее».

И закончить обсуждение восстания машин мы хотим мнением нашего арт-директора Павла, который подметил ещё одну интересную особенность:

«Несмотря на то, что с помощью ИИ недавно молодой человек смог написать диплом за сутки, а в сети запущен бесконечный анимированный сериал, у иллюстраторов все еще есть большая перспектива оставаться на плаву. И для этого есть три основные причины.

Управление

Как минимум, любой машиной нужно управлять, даже если мы говорим, что ИИ способен по определенному запросу сделать иллюстрацию, то необходим человек, который сможет грамотно этот вопрос сформулировать. Если заглянуть далеко вперед и пофантазировать, то этими людьми, словно арт-директорами ИИ, могут стать иллюстраторы.

Правки

Пока всё, что мы видим в рамках разработки ИИ — это работа в формате "запрос-ответ", где мы говорим ИИ: "Нарисуй рыжего котика в снегу" — и машина присылает нам достаточно милого рыжего котика в снегу. Но насколько мне известно, ИИ не может работать с правками, и мы не можем сделать уточнение: "Нам нужна другая поза котика" или "Сделай этого котика менее упитанным", но я думаю, очень скоро люди научат машину работать и с этим.
У Midjourney получились вот такие очаровательные котята
Контекст на примере мемов

Большинство новых и актуальных мемов в России делают отсылку к контексту, который, в свою очередь, может отсылать во времени, поэтому они смешные. Мемы становятся все более сложными конструкциями, хотя визуально все проще.

ИИ пока не понимает контекста и не способен генерировать его. Возможно, именно к этому мы и идем: ИИ сможет делать фантастической красоты картинки, иллюстрации и фотообои. Человеку будет сложно соревноваться с этим, но он сможет передавать контекст через "палка-палка-огуречик".

"Южный парк" — отличный пример, который начинался как студенческая работа, иллюстрации которого не волновали никого, люди прониклись к смыслам и американской повестке, которую транслировали герои мультика».


Выводы делать не будем: время и нейросети покажут. Единственное, в чем можно быть уверенным — наша команда готова создавать для вас качественные анимационные видео и рекламные ролики любого формата и для любой цели.