Опыт Collby

Закадровый голос для Анимационных роликов

Опыт работы с дикторами в России и на западном рынке.
Плюс небольшое интервью с опытным представителем рынка
Практически каждый анимированный ролик, независимо от формата (2D анимация/3D анимация) и целей (рекламный ролик/презентация), который мы создаем, озвучивается диктором. Это относительно недорогой этап производства, но он позволяет воздействовать на дополнительный канал восприятия информации человеком. Анимационный ролик с закадровым голосом воспринимается лучше, чем без него. Вот пример: в ролике справа мы убрали закадровый голос.
Ролик, в котором закадровый голос мы выключили
Ролик, в котором есть закадровый голос
Российский рынок дикторов действительно обширен. Если раньше доступ к качественному оборудованию для звукозаписи был ограничен и, в основном, предоставлялся сотрудникам радиостанций, то сегодня ничто не мешает любому создать мини-студию записи прямо у себя дома. Тем не менее рынок профессиональных дикторов в большинстве своем представлен сотрудниками или выходцами с радиостанций.

При этом большинство дикторов с большим трепетом относятся к качеству звучания и технике. Можно сказать, что это своего рода радиошкола, которая воспитывает своих подопечных. Что не скажешь о дикторах из Соединенных Штатов, где запись текста на диктофон телефона не считается дурным тоном. Но об этом чуть позже.

Наш друг и профессиональный диктор, которого часто можно слышать в радиоэфире большинства радиостанций в стране, Роман Осипов построил в своей квартире по своему уникальную студию звукозаписи, но об этом он расскажет сам.
Collby
Расскажи о своем опыте, как ты пришел в эту сферу ? Расскажи о том, как ты стал диктором?
Роман о.
В 2000 году на Авторадио Ижевск был кастинг радиоведущих, который я как бы прошёл, но не совсем, то есть на радио меня взяли, но не диджеем, а оператором эфира, в то время радио ди-джей и оператор работали в паре, оператор за пультом, у ведущего микрофон. Этот опыт мне показался интересным, тем более ничего не мешало попутно заниматься с преподавателем по речи (Татьяна Анисимова, дай Бог ей здоровья). В какой-то момент руководитель СПП (студия производства программ) или коротко продакшн, Володя Столбов пригласил на озвучку промо-ролика для телеканала ТВС, руководство искало новые голоса из тех, что локально находятся в городе, в начале нулевых сами понимаете на каком уровне был интернет, голоса конечно уже заказывали по удалёнке, но это было редкостью. Тот ролик со мной утвердили и постепенно стали приглашать на другие записи, а к 2002 году на радио я уже просто жил сутками. К слову, в том же году был ещё один кастинг радиоведущих, на котором я познакомился со своей будущей женой)
COLLBY
Как этот опыт помог тебе в создании собственной студии?
РОМАН О.
Моя первая студия появилась в 2005 году, если шкаф для одежды можно так назвать) К тому времени я переехал на родину супруги в Екатеринбург, мы снимали квартиру не далеко от холдинга (4 канал) в котором оба работали радиоведущими, параллельно что-то озвучивали и возникла потребность записать голос вне рабоче время или в выходные, когда радийные студии закрыты. В интернет-магазине заказал акустический поролон, микрофон, звуковую карту и микрофонный предусилитель. И если к железу не было вопросов, то к «начитошной» их было очень много. Во-первых жутко не удобно, во-вторых проблема с нехваткой кислорода, в третьих никакой звукоизоляции: в многоквартирном доме ты слышишь всех и все слышат тебя. Через несколько лет мы обзавелись собственным жильём и там была небольшая комната 12 квадратных метров, которую архитектурное бюро переоборудовало под настоящую «всамомделишную» студию звукозаписи, с применением всех топ-технологий и материалов в строительстве профессиональных студий, т.е. не из го*на и палок, какие были у меня прежде. Получилась пушка, я доволен)
COLLBY
Как ты продвигаешь свои услуги и находишь новых клиентов?
РОМАН О.
Сейчас клиенты сами находят, либо гуглят, либо через сарафанное радио. Находят по дикторским базам голосов, например radiozvuk.com. Либо выходят через сайты-агрегаторы, наподобие яндекс-такси, только в этом случае ты заказываешь не такси, а диктора. Удобно) А 20 лет назад актёры и дикторы ногами ходили по студиям с утра до вечера, с развитием интернета начали бомбить аськи(icq) и почтовые ящики своими резюме и демо записями. Это частично работало.
COLLBY
Какое образование и навыки, на твой взгляд, необходимы для успешной карьеры диктора ?
РОМАН О.
Для успешной карьеры необходимо актёрское образование. Это, что называется база) Но если вы артистичны, можно попробовать. Не каждый актёр с дипломом, может быть хорошим актёром, тем более перед микрофоном. Сейчас много различных курсов : «хочешь стать успешным актёром/диктором - скорее к нам, мы тебя научим!» Не ведитесь на это, 99% того что приходилось слышать от выпускников подобных «школ» полная туфта. При этом выпускники полны амбиций, ведь мы прошли курс самого Иван Иваныча и у нас есть сертификат, скорее берите нас в обойму! Но результат почти нулевой. Для знакомства с кухней - да, конечно, это интересно новичку, сам бы пошёл, если б было лет 16-18. Но, чтобы начать работать этого мало. На профильных сайтах можно найти полезную информацию о том куда и к кому идти учиться, взять тот же radiozvuk.com. Как вариант, обратиться в местное театральное училище и договориться с преподавателем учиться индивидуально или группой, это будет намного эффективнее. У меня нет профильного актёрского образования, о чём конечно очень сожалею, но я наверстал упущенное с преподавателями екатеринбургских и московских театральных институтов.
COLLBY
Чем примечателен российский рынок закадрового голоса ? Правда, что это большая деревня, где все друг друга знают ?
РОМАН О.
Чем примечателен российский рынок…низкой стоимостью труда, а так, рынок как рынок. Не то чтобы все всех знают, но что-то около того, сообщество есть и многие общаются в профильных чатах. Сейчас к примеру обсуждается, где будем отмечать день радио)))

COLLBY
Как изменился рынок после технологической революции, когда звуковая карта и микрофон стали стоить 10 000 рублей?
РОМАН О.
За 10К вряд ли что-то удобоваримое можно приобрести, даже б/у, если только что-то стриминговое из магазина бытовой техники, но в целом вход в профессию стал проще. Пример, в 2005 году мне нужно было ориентировочно 2000$ на покупку железа, то сегодня 500 вполне достаточно, можно и меньше, если обойтись лишь USB микрофоном, при условии что комп или ноут у вас уже есть. Профессия стала доступнее, а уровень исполнителей ниже, причинно-следственная связь.
COLLBY
Что тебе больше всего не нравится озвучивать? Почему?
РОМАН О.
Ритуальные услуги и «политика», то от чего обычно отказываюсь. У всех свои тараканы, кто-то не озвучивает косметику, меховые изделия, колбасы и т.д.
COLLBY
От чего зависит стоимость и как меняется?
РОМАН О.
Стоимость зависит от бренда и источника вещания. Если это условный ИП Хомячков из условного «Усть-Урюпинска» и вещание будет на региональной станции, это одно. Если это нефтегазовый гигант с вещанием на федеральной теле или радиостанции это другое. Просто потому что бюджеты разные.
COLLBY
Что ты думаешь про искусственный интеллект и его развитие? Хватит ли на наш век работы? Тебе дикторской, нам аниматорской? :)
РОМАН О.
Какие-то вещи я и рад что озвучивает ИИ, инструкции по сборке мебели к примеру)) Сложно что-то загадывать, хватит работы на наш век или не хватит, я скорее склоняюсь к первому, главное ведь верить, да?!) Вчера ИИ было смешно слушать, сегодня уже удобоваримо и это удобно для примерки текста по скорости звучания, мне часто присылают черновики озвученные не человеком. Исчез ли театр после появления кинематографа? Нет. Тоже и в озвучивании, живая человеческая речь будет востребована.
Российский рынок закадрового голоса уникален своим образом. Здесь без особых сложностей можно заказать запись известных людей, и для этого не нужны дополнительные знакомства или связи. Множество агрегаторов предлагают услуги знаменитостей. Например, можно записать Сергея Бурунова, который к слову озвучивает Ди Каприо в каждом фильме, где участвует известный актер. И это не все: ваш рекламный ролик может озвучить персонаж, так, например, голос Шрека будет стоить от 10 000 рублей, озвучивает его Вадим Андреев. Профессиональные дикторы могут существенно разнообразить свою речь и подстроиться под разные требования. Они могут создавать совершенно разные образы и персонажей, добавить экспрессию и индивидуальность голосу, что сделает анимированный видеоролик уникальным и запоминающимся.
Кстати, о ценах. Здесь всё очень интересно. Самое любопытное, когда диктор из столицы или из второй столицы, помимо основных вопросов, обязательно интересуется региональная это реклама или федеральная, так как запись голоса для последней значительно дороже.

Так, например, запись фразы "БМВ - управляй мечтой" может быть в 10 раз дороже, чем "Обменяй свой старый автомобиль на новенький БМВ сегодня в автосалоне БМВ в Новосординске." На западе такого нет, но там есть свои скрытые платежи, о которых поговорим ниже.

Бывает, что взаимодействие с одним диктором сильно отличается от другого. С кем-то легко и продуктивно, с кем-то сложно, долго и безрезультатно. Не будем вдаваться в подробности, все люди разные, вне зависимо от профессии.
ЕСЛИ ВЫ ИЩЕТЕ ДИКТОРА ДЛЯ СВОЕГО ПРОЕКТА МОЖНО ПОЙТИ НЕСКОЛЬКИМИ ПУТЯМИ:
  • Воспользоваться услугами агенств.
    наиболее простой и эффективный способ. Здесь вам помогут выбрать диктора, уточнят детали, назовут точный срок.
    вот небольшой список агенств:
    kupigolos.ru
    zvukograd.ru
    audio-production.ru
    recsquare.ru
    diktorov.net

  • Найти и договориться самостоятельно.
    Здесь вам самостоятельно нужно четко и детально сформулировать задачу для диктора, но при этом вам возможно удастся сэкономить некоторые деньги, которые стали бы комиссией в агентстве. "Возможно" мы отметили лишь потому, что дикторы дают скидку агентствам за так называемые "оптовые закупки". Есть несколько площадок, где размещаются дикторы с прямыми контактами, например radiogolos.ru или radiozvuk.com о которой выше рассказывал Роман.

При разработке анимированных роликов мы прописываем детальное описание закадрового голоса и как он должен звучать. Клиенты зачастую не участвуют в этом, изредка мы принимаем простые пожелания такие как "Молодой, бодрый, активный" или "Мужской презентационный" иногда просто "Ну классного давайте", после чего мы начинаем делать выборку по собственным критериям:
1
Пол.
Закадровый голос должен соответствовать полу персонажа или рекламируемого продукта. Например, для продажи женской косметики лучше подойдет женский голос.
2
Возраст.
Важно, чтобы голос диктора звучал как голос целевой аудитории. Например, для рекламы детских товаров соответственно подойдет детский голос.
3
Тип голоса.
Характер продукта или услуги отлично передается голосом. Поэтому, например, для рекламы спортивных товаров лучше выбирать более энергичный и динамичный голос.
4
Интонация.
Интонация голоса должна соответствовать характеру ролика. Например, для серьезных рекламных роликов мы стараемся подобрать спокойный и уверенный голос.
Также в работе мы разделяем дикторов по голосовым регистрам.

Бас обычно ассоциируется с силой, авторитетом, уверенностью и глубокими чувствами. Этот голосовой регистр подходит для рекламы, которая направлена на привлечение внимания и убеждение в высоком качестве продукта или услуги.

Баритон вызывает ощущение надежности, доступности и дружелюбности. Такой голос лучше выбирать для роликов с целью привлечения широкой аудитории и поддержания позитивного имиджа бренда.

Эмоциональность, энергичность и эффектность – это тенор. Он поможет привлечь внимание и вызвать эмоциональный отклика у аудитории.

Меццо-сопрано и сопрано - сопоставимы с женственностью, чувственностью и легкостью. Эти голосовые регистры идеальны для рекламы, направленной на привлечение женской аудитории и передачу нежности, красоты и грации.

Рынок англоязычных дикторов


Аспекты работы с англоговорящими дикторами, которые мы можем выделить, основываясь на нашем опыте.
В отличие от Российского рынка на западном рынке очень часто встречаются не просто любители, а совершенно случайные люди в отрасли, предлагающие услуги диктора. Мы же собрали свою базу данных профессиональных дикторов. Также к нам на почту постоянно приходят предложения о сотрудничестве от людей, которые ищут легкий заработок, считая знание языка единственно необходимой компетенцией для работы диктором. Развитие технологий для записи голоса сделали техническую возможность работать диктором еще более доступной. Но все равно остаются дикторы, для которых запись голоса на диктофон телефона или гарниру наушников вполне приемлема.
Дикторы на западном рынке нерасторопные. Если в России вы можете получить сырую запись через 10 минут, то в Европе и Штатах нам такого встретить не доводилось. нужен минимум день, а в среднем запись получаем через 2 дня.
Микрофон и оборудование для записи закадрового голоса
Авторское право. Несмотря на то что прогресс в этом направлении в России во многих случаях нельзя назвать стремительным, существует ряд положительных моментов, которые свидетельствуют о постепенном улучшении правовой системы страны. На бытовом уровне люди привыкли платить за музыку и кино. Но при этом почти отсутствует практика передачи прав на использование закадрового голоса в рекламе. Все просто, оплатил - используешь. Нет и прецедентов, когда дикторы судились бы за использование голоса в рекламе, который записали сами же для этого ролика.
Подборка анимационных роликов с разными стилями озвучивания
Режиссер и диктор обсуждают детали озвучивания анимационного ролика
В Европе и штатах право в этой области стало объектом дополнительных статей заработка, который первое время кажется абсурдным и непривычным. Условно записать голос стоит $600, еще $200 вы отдадите за право использовать запись в коммерческих целях. Да, можно от них отказаться, но возможно это повлечет за собой последствия в виде бана ролика на стримингах (ютуб, вимео)
Советы по работе с дикторами для создания качественного анимационного контента
Не профессиональный диктор озвучивает анимационный ролик
Что касается непосредственно языка, у него тоже есть свои особенности. Дикторы, работающие на англоязычных рынках, могут иметь различные диалекты и акценты, которые могут влиять на восприятие аудиторией. Например, диктор с британским акцентом может звучать более формально и уважительно, в то время как диктор с американским акцентом звучит более расслабленно и неформально. Кроме этого есть дикторы эмигранты из Индии, Пакистана, Китая и Африки со своим особым акцентом и произношением слов. Это особым образом влияет на аудиторию и на восприятие аудио материала.
Разнообразие голосовых тембров и интонаций в анимации
Подбор актера озвучки, соответствующего образу анимационного персонажа
Закадровый голос – это важный элемент любого анимированного видеоролика, будь то реклама, обучающий материал, корпоративная презентация или развлекательный контент. Голос акцентирует внимание на ключевых моментах, помогает донести основное сообщение и усилить эмоциональное воздействие. При этом это только одна из множества составляющих ролика.

В следующей статье мы расскажем как звучит листва, скрип двери и веяние ветра.
Следующая статья про саунд дизайн